Методические
рекомендации
по использованию
5-балльной системы оценивания учебных
достижений учащихся в системе общего среднего образования Луганской Народной
Республики
1.
В
системе общего среднего образования
Луганской Народной Республики действует балльное оценивание учащихся начинается со ІІ семестра 2-го класса.
Оценивание
учебных достижений учащихся 1-х и 2-х классов (І семестр) проводится вербально
по всем предметам.
Во 2 – 4-х
классах оценивание по предметам «Основы здоровья», «Физическая культура»,
«Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», интегрированный
курс «Искусство», «Ступеньки к информатике» используется
безбалльное оценивание.
Отказ от использования баллов в процессе обучения учащихся 2-4 классов по
отдельным учебным предметам обусловлен
необходимостью:
-
формирования внутренней мотивации в
обучении,
-
сохранения психофизического здоровья учащихся,
-
формирования
адекватной самооценки учащихся,
-
развития творческих способностей учащихся,
-
развития учебной самостоятельности учащихся в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.
Кроме того, целесообразность безбалльного оценивания вызвана:
-
спецификой учебных предметов («Музыкальное искусство», «Изобразительное искусство», интегрированного курса «Искусство», «Ступеньки
к информатике», «Основы здоровья»,
«Физическая культура»);
-
значительными различиями в уровнях развития индивидуальных способностей и творческих дарований учащихся;
-
преобладанием коллективных видов деятельности
в процессе обучения
музыке, физической культуре и
т.д.;
-
множественностью видов деятельности на уроках
по данным предметам, включением учителей
в творческий процесс.
2. Оценка результатов освоения
общеобразовательных программ является необходимым условием реализации системы
требований образовательных стандартов.
Основные функции системы оценивания:
- ориентация образовательного процесса
на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы общего образования;
- обеспечение эффективной обратной
связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Принципы системы оценивания:
- объективность – оценка объективна
только тогда, когда основана на конкретных критериях;
- открытость – ученики изначально знают,
что будет оцениваться и по каким критериям;
- простота – формы оценивания должны
быть просты и удобны в применении.
Оценивание учебных
достижений - это процесс установления степени соответствия
реально достигнутых результатов планируемым целям. Оцениванию подлежат как
объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений,
компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.
Оценка — это результат оценивания,
количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.
3. Видами контроля знаний в системе общего среднего образования является
текущее, тематическое, семестровое, годовое оценивание и государственная
итоговая аттестация.
Текущее оценивание - это процесс
установления уровня знаний ученика (ученицы) в овладении содержанием предмета,
умениями и навыками в соответствии с требованиями учебных программ.
Объектом текущего оценивания являются знания,
умения и навыки, самостоятельность оценочных суждений, опыт творческой
деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей
действительности.
Текущее оценивание осуществляется в
процессе поурочного изучения темы. Его основными задачами являются: установление
и оценка понимания и первичного усвоения отдельных элементов содержания темы,
установление связей между ними и усвоенным содержанием предыдущих тем,
закрепление знаний, умений и навыков.
Информация, полученная на основании
текущего контроля, является основой для корректировки работы учителя на уроке.
Тематическому оцениванию подлежат
основные результаты изучения темы (раздела). Тематическое оценивание знаний
учащихся обеспечивает:
-
системность оценивания;
-
повышение
объективности оценки знаний, навыков и умений;
-
индивидуальный
и дифференцированный подход к организации обучения;
-
систематизацию
и обобщение учебного материала.
Тематическая оценка (балл) выставляется на
основании результатов освоения учащимися материала темы на протяжении ее
изучения с учетом текущих оценок (баллов), различных видов учебных работ
(практических, лабораторных, самостоятельных, творческих, контрольных работ) и
учебной активности школьников.
Перед началом изучения очередной темы
все ученики должны быть ознакомлены с продолжительностью изучения темы
(количество занятий); количеством и тематикой обязательных работ и срокам их
проведения; критериями оценивания.
Оценка за семестр выставляется по
результатам тематического оценивания, а за год - на основе семестровых
оценок.
Ученик (ученица)
имеет право на повышение семестровой оценки.
4. 5-балльной системе оценивания
соответствуют 5 уровней учебных достижений учащихся: критичный уровень,
начальный уровень, средний уровень, достаточный уровень, высокий уровень.
Уровни учебных достижений учащихся
начальных классов
Уровни
учебных достижений
|
Балл
(оценка)
|
Общие
требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Критичный уровень
|
1 балл (критично)
|
Учащийся обладает только
отдельными фрагментарными знаниями по предмету; учащийся отказался от ответа
без объяснения причин
|
Начальный уровень
|
2 балла (неудовлетворительно)
|
Учащимся не освоено более
половины планируемых результатов; отсутствует систематическая базовая
подготовка, имеются значительные
пробелы в знаниях; не решена типовая, много раз отработанная учебная задача
|
Средний уровень
|
3 балла (удовлетворительно)
|
Учащийся дает определения понятий
с ошибками и неточностями;
воспроизводит основной учебный материал
с помощью учителя; типовая учебная задача решена
частично
|
Достаточный уровень
|
4 балла (хорошо)
|
Учащийся владеет изученным материалом,
применяет знания в стандартных ситуациях, учащийся обладает умениями
выполнять отдельные этапы решения проблемы и применяет их в сотрудничестве с учителем; успешно
решена учебная задача (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или
с привлечением посторонней помощи)
|
Высокий уровень
|
5 баллов (отлично)
|
Ученик имеет системные, прочные знания в объеме и в пределах требований
учебных программ, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях; самостоятельные работы выполняет под опосредованным
руководством; выполняет творческие задания
|
Уровни учебных достижений учащихся
5-11-х классов
Уровни
учебных достижений
|
Балл
(оценка)
|
Общие
требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
|
Критичный уровень
|
1 балл (критично)
|
Учащийся различает объекты изучения;
учащийся обладает только отдельными фрагментарными знаниями по
предмету; учащийся отказался от ответа без объяснения причин
|
Начальный уровень
|
2 балла (неудовлетворительно)
|
Учащийся воспроизводит незначительную часть учебного материала,
имеет нечеткие представления об объекте изучения; имеются значительные пробелы в знаниях;
не решена типовая, много раз отработанная учебная задача
|
Средний уровень
|
3 балла (удовлетворительно)
|
Учащийся воспроизводит основной
учебный материал, способен с
ошибками и неточностями
дать определение понятий, сформулировать правило; ответы в
целом правильны, однако недостаточно осмыслены
|
Достаточный уровень
|
4 балла (хорошо)
|
Знания учащегося являются
достаточными; применяет изученный
материал в стандартных ситуациях, пытается анализировать,
устанавливать существенные связи и зависимости между явлениями, фактами, делать выводы, в
общем контролирует свою деятельность;
ответы его логические,
хотя и имеют неточности
|
Высокий уровень
|
5 баллов (отлично)
|
Ученик имеет системные, прочные знания в объеме и в пределах требований
учебных программ, осознанно использует их в стандартных и нестандартных ситуациях. Умеет самостоятельно
анализировать, оценивать, обобщать материал, самостоятельно
пользоваться источниками информации, принимать решения
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.