Объявления

воскресенье, 6 декабря 2020 г.

Упражнения по русскому языку

 

Тренировочные упражнения по русскому языку

«Состав слова. Правописание частей слова»

Звонкие и глухие согласные звуки

 Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные по образцу. Подчеркните орфограммы.       

  Арбуз – арбузы, гри.. - ___, голу..ь - ___,  лоша..ь - ___, огоро.. - ___, хле.. - ___, гвоз..ь - ___.

__________________________________________________________________________

  

      Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные.

         Маленькому зайчику

На сырой ло..бинке

Прежде гла..ки тешили

Белые цветочки.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________________

 Спишите, изменяя слова по образцу:

  Стадо (козы) – стадо коз, стадо (к..ровы) - ___,

пять (б..рёзы) - ___, килограмм (ябл..ки), перекрёсток (д..роги), пара (с..поги) - ___, стопка (книги) - ___.

__________________________________________________________________________             

Спишите отрывок стихотворения. Найдите слово с пропущенной  парной согласной. С новой строчки напишите к нему проверочное слово.

Вянет и ж..лтеет

Тра..ка на лугах,

Только з..ленеет

Озимь на п..лях.

________________________________________________________________________

   Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные через чёрточку. Подчеркните орфограммы.

  Гря..ка, м..рко..ь,  кре..кий, ло..ка, кру..ка, кры..ка, луко..ко.

_________________________________________________________________________

   Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные. С новой строчки напишите к ним проверочные слова.

Лес совсем уж стал сквозистый,

Ре..ки в нём листы.

Скоро будет сне.. пуш..стый

Падать с выс..ты.

__________________________________________________________________________

Ударные и безударные гласные

 Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами безударные гласные и поставьте ударение.

Вот и ос..нь наступила

Всё вокруг поз..лотила,

Зашумела под н..гами

Разноцветными листками.

__________________________________________________________________________

  Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами безударные гласные. С новой строчки напишите к ним проверочные слова. Выделите корень.

Стало мало тёплых дней,

Стало небо х..лодней,

Солнце тает над р..кой,

Хочешь – тронь его рукой.

Посв..тлели лес и луг,

Птицы тянутся на юг.

__________________________________________________________________________

  Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами безударные гласные. С новой строчки напишите к ним проверочные слова. Выделите корень.

Вот и лист..я обл..тели.

Люди варе..ки надели.

Лё.. на лужах вдоль а(л, лл)еи.

Первый сне.. с утра б..леет.

Ос..нь ходит и др..жит,

Ос..нь зиму ст..рожит.

__________________________________________________________________________

Приставка

    Запишите слова, выделяя в них приставки.

     Посмотреть, прочитать, выучить, переписать, нарисовать, расчертить, приклеить, замазать, слепить.

__________________________________________________________________________

   Спишите. В выделенных словах выделите приставки и корни.

  Накатались р..бята на лыжах и замерзли. Зашли они на ферму погреться. Стор..ж усадил их на душ..стом сене. Вдру.. из сена выползла змея. Дев..чки закричали. Это гадюка согрелась и проснулась.

_______________________________________________________________________

  Спишите. Найдите слова с приставками, выделите в них приставку и корень.

  Когда обоз проехал, за..ц перескочил д..рогу и пошёл к гумну. С..бачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась к гумну. За..ц поскакал. С..бака завязла в снегу.

Суффикс

Запишите слова, выделяя в них суффиксы.

Садик, дождик, листочек, травинка, ветерок, холодок, морозец.

__________________________________________________________________________

  От данных слов образуйте «ласковые» слова. Запишите слова парами. Выделите в образованных словах суффиксы.

  Лес - ___, гриб - ___, куст - ___, поляна - ___, тропа - ___, белка- ___,  лиса - ___.

__________________________________________________________________________

От данных слов образуйте «ласковые» слова. Запишите слова парами. Выделите в образованных словах суффиксы.

  Ябл..ко - ___, м..лина - ___, т..релка - ___, ..гурец - ___, г..рох - ___, п..сок - ___, солнце - ___.

 

Звонкие и глухие согласные в корне

     

 Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Ночью ударил сильный моро.. . Он сковал реки. Подул ре..кий ветер. Холодно стало ду..кам и берё..кам. Мелкие пта..ки спрятались в гнё..дышке.

__________________________________________________________________________

 

   Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

  Наступили морозные деньки. Лё..кий, мя..кий, пушистый снежок замёл доро..ки в саду. Вася надел ша..ку, шу..ку, повязал шар.., схватил варе..ки и побежал гулять.

__________________________________________________________________________

     

      Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова.

  мя..кие, стояли, дни, серые

  зима, сне..ком, завалила, лё..ким, горо..

  утром, к, расчистили, бесе..ке, доро..ку, мы, у..кую

 

  Звонкие и глухие согласные в корне

    Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Люблю грибы собирать! Под берё..ками – подберёзо-вики. Но..ка тоненькая, шля..ка широкая. В сухом бору гри..  боровик. Ша..ка на гла..  надвинулась, смотрит

сердито.

__________________________________________________________________________ 

   Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

  Коля и Валера отправились в ле.. за грибами. В ельнике было много маслят со сколь..кими шля..ками.

Под ги..кими ве..ками берё..ки мальчики нашли гри..ки

боровики на ни..ких но..ках.

_______________________________________________________________________ Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова.

был, сильный, до..дик, ночью

ча.., целый, барабанил

шевелил, он, берё.., ветви

был, утром, све.., воздух

стала, доро..ка, дворе, сколь..кой, во

Безударные гласные в корне

    Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите. Поставьте ударение. Выделите корень.

    Леса – ___, поля - ___, трава - ___, листы - ___, гора - ___, река - ___, дожди - ___, берега - ___ .

__________________________________________________________________________ 

    

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

  Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы вес..ло щ..бечут. Блестит м..л..дая травка. Алый свет зари ск..льзит по веткам и ств..лам д..ревьев.

 _________________________________________________________________________

    Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках к словам с пропущенными гласными напишите проверочные слова.

  л..су, в, ..сеннем, т..шина, ст..ит

  птичьих, не, слышно, г..лосов

  пож..лтели, и, лист..я, с, осыпались, д..рев..ев

  з..ма, скоро, лё..ким, зав..южит, сн..гом, ве..ки

 

Безударные гласные \ парные звонкие и глухие согласные в корне

    

 Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

    Кр..сив зимний наря.. л..са. На лапах елей л..жит сне.. . На тонкой берё..ке св..ркает иней. М..лодые ли..ки и ду..ки к..чают замёр..шими ве..ками.

__________________________________________________________________

   

 Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

  Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая

л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. Под д..ревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки?

__________________________________________________________________________

   

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень. В третьем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

 

  З..ма. Моро.. запушил д..ревья сне..ком, а пру.. зат..нул ле..ком. Гла..кий, сколь..кий лё.. блестит на солнце. Володя и Миша взяли к..ньки и сала..ки и отправились на ул..цу.


Безударные гласные \ парные звонкие и глухие согласные в корне

     

Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.


Здравствуй, гостья-з..ма!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По л..сам и ст..пям.

 

На дв..рах и д..мах

Сне.. л..жит пол..тном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.


__________________________________________________________________________

    

Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.


Ветхая избу..ка

Вся в сн..гу ст..ит.

Бабу..ка-стару..ка

Из ..кна гл..дит.

 

Внукам-шалунишкам

По колено сне.. .

Весел ребятишкам

 Быстрых санок бе.. .


__________________________________________________________________________

  Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы. К словам с проверяемыми гласными в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.


Сн..жок порхает, кружится,

На ул..це б..ло.

И превратились лужицы

В х..лодное ст..кло.

 

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! –

Как розовые ябл..ки

На ветках сн..гири.


Безударные гласные в приставке

    Спишите слова, вставляя пропущенные буквы в корне. Подчеркните вставленные буквы. Выделите приставки.

    Поб..жал, отв..дил, обл..тел, запл..сал, прокр..чал, подсм..трел, выл..пил, нап..лил.

__________________________________________________________________________

   Вместо точек вставьте подходящую по смыслу приставку. Спишите. Выделите приставки.

  ...летел ураган, ...бежал первым, ...шёл в дом, ...ехал из города, ...копал яму, ...вязала варежки, ...гостил у друга.

_______________________________________________________________________

   Прочитайте. Выпишите слова с приставками. Выделите приставки.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

 

Вот неделя, другая проходит

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.

 

Правописание предлогов и приставок

 

    Спишите предложения. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

    Лодка отплыла от берега. Мальчик нашёл на дороге монетку. Солнце зашло за тучу. Всадник слез с коня. По дорожкам сада побежали мутные ручейки.

__________________________________________________________________________

     Спишите словосочетания, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  (От) тащил (от) лужи, (с) лез (с) дерева, (за) шло (за) тучу, (по) ехали (по) дороге, (до) топали (до) города, (под) прыгнул (под) потолок, (во) шёл (во) двор.

_____________________________________________________________________

   Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  Вор..бей (за) бился (под) крышу. Ваза (с) делана (из) ст..кла. Лось (с) прятался (за) дер..во. Гр..чи (раз) гуливали (по) аллее. (В) ст..рожку (в) бежал лохматый пёс

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Читаем летом

  Советуем прочитать                                       1.       Русские народные песни: Сон ходит по терему. Пошёл котик во лесок 2....