В древнем Киеве
В XI в. Древнерусское государство было хорошо
известно в Европе. Столицей его был город Киев — историки того времени писали о
нем как о крупнейшем городе Европы.
Городу постоянно
угрожали печенеги - воинственный народ, кочевавший со своими стадами на
расстоянии одного конного дня пути от Киева. Поэтому город защищали валы, рвы,
стены, башни.
Войти в Киев можно было только через ворота:
Лядские, Угорские, Львовские и Золотые. Главные — Золотые — ворота получили
такое название потому, что их створки были обиты золоченой медью. На этих
воротах высоко над землей построили церковь, которая служила одновременно
хорошим наблюдательным пунктом.
В Киеве жил князь — высокий дворец его находился
в самой укрепленной части города. На первых русских монетах, чеканенных в Киеве,
читаем: «Володимер на столе, а се его серебро» (Владимир на престоле, а это его монета). «Столом» в Древней Руси называлось место, где
восседал князь, отсюда и названия «стольный град», «столица».
Большинство населения
Киева составляли ремесленники. Их изделия — серпы, дверные замки, кожаная
обувь, украшения — до сих пор находят археологи во время раскопок.
Ремесленники считали
своей самой большой ценностью инструменты, и в случае опасности стремились в
первую очередь сохранить их. Когда в XIII в. в Киев ворвались татарские войска, мастер Максим унес с собой
в последнее убежище — каменную церковь — литейные формы. Ученые нашли их там во
время раскопок и прочли надпись: «Максимов». Так стало известно имя
древнерусского мастера.
Украшением Киева стал
Софийский собор. По приказу Ярослава он был заложен в 1037 г. и сохранился до
наших дней, простояв уже почти тысячелетие.
Почему город Киев так
называется
Археологи установили,
что на территории Киева поселения людей существовали еще в каменном веке. Киев
был основан примерно в VI—VII вв. как центр восточнославянского племени
полян. Свое название Киев получил по имени Кия — легендарного основателя
города. Сохранились два летописных предания о Кие. По одному он был перевозчиком
через Днепр, и место перевоза стало называться Киевским. По другому, Кий и его
братья Щек и Хорив были князьями у полян и основали три поселения, которые
позже слились в один город, названный по имени старшего брата. Сам летописец
считает вторую версию более верной и, сообщая о поездке Кия в Царьград
(Константинополь), добавляет, что если бы Кий был простым перевозчиком, то не
ездил бы к византийскому императору. Во всяком случае, археологические раскопки
подтвердили существование на месте Киева нескольких поселений, слившихся в один
город.
В русских летописях
город Киев впервые упоминается в 860 г. Возвышение Киева произошло благодаря
его удобному географическому положению: через Киев проходили важнейшие торговые
пути — «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород.
В 882 г. Киев стал
столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «мать городов
русских». После распада Киевской Руси на отдельные княжества в XII в. Киев утратил свое значение главного города.
Великий Новгород
Много было богатых
городов на Руси, но всех богаче был Новгород, что на реке Волхов, у
Ильмень-озера стоит. Известен он в истории с 859 г. Почему же один из
древнейших русских городов носит название нового города? Существуют разные
предположения. Вот одно из них. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало
река Волхов, в далекие-далекие времена возникло первое поселение. Потом жители
облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.
700-800 лет назад Новгород был
огромным по тем временам городом. Он раскинулся по обоим берегам реки Волхов.
Две его части соединяв между собой широкий деревянный мост.
Как и всякий город,
Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его надежно защищали
земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец кремль.
За стенами Новгородского
кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в
честь святой Софии. Предполагают, что оба храма воздвигли одни и те же
мастера. Собор построен в середине XI в. Он был главным храмом, символом Новгорода. «Где святая София,
там и Новгород», — говорили в те времена новгородцы.
Напротив Новгородского
кремля располагалась торговая площадь города. Вокруг нее теснились каменные
амбары, в которых хранились зерно, мука и разные товары. Везли их отовсюду.
Пристани Волхова были густо уставлены кораблями и лодками, на которых
приплывали гости из разных стран и городов. Судов было так много и стояли они,
так тесно прижавшись друг к другу, что, случись пожар, огонь мог перекинуться
по ним с одного берега на другой.
Первоначально киевские
князья присылали управлять Новгородом своих старших сыновей. Затем новгородцы
стали приглашать к себе князя по своему усмотрению. Бывало, что приглашенный
князь попадал в немилость к новгородцам. И тогда его прогоняли прочь и искали
другого.
В XII в. единое государство Киевская Русь распалось
на отдельные княжества. Каждым княжеством правил свой особый княжеский род.
Только в Великом Новгороде сидели на престоле выборные князья. Сначала Новгород
подчинялся киевским князьям, но Киев был далеко, и поэтому новгородцы стали
управлять «сами собой».
Звон особого колокола —
новгородцы хорошо отличали его голос от голосов других колоколов — собирал
народ на вече (собрание). Вече решало все вопросы городской жизни: как править
землей, с кем воевать, а с кем мириться. Вече же решало, кого пригласить на
княжение.
Избранный князь приезжал в Новгород, давал
клятву соблюдать интересы новгородцев. Занимался князь в основном вопросами
обороны государства от врагов. Если князь «не полюбился» новгородцам, то вече
говорило ему: «Мы тебя не хотим, ступай от нас добром, куда знаешь». Так и
князь: если ему не по сердцу приходилось в Новгороде, созывал он вече, кланялся
ему, благодарил за хлеб-соль и уезжал, куда хотел.
Любил Великий Новгород
свою вольность и дорожил ею. Трудно было князьям смириться с новгородскими
порядками, но все-таки они соглашались прийти в Новгород. Поладив с жителями,
князь добывал себе новую славу.
Кончилась новгородская
вольность при Иване III
в 1478 г. Вечевой колокол — символ (знак) вольности — привезли в Москву и
«вознесли его на колокольницу, — говорит летописец, — с прочими колоколами
звонити».
Через сто лет, в 1570 г., Иван Грозный, ненавидя
свободное прошлое Новгорода, совершил бессмысленный поход в Новгородскую землю.
Царские слуги — опричники — уничтожали не только мирных жителей, но и домашний
скот. Долго жила в Новгороде память об этом страшном времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.